Учетная запись Vizantium
Вы еще не вошли в Vizantium
Vizantium Новости
Vizantium Блог
Vm Продукты
Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?

Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?

Всякий раз, когда в мире происходит катастрофа большого масштаба, — будь то авария на Саяно-Шушенской ГЭС или землетрясение и цунами в Японии, — сразу же появляются (в том числе и среди христиан) утверждения, что это наказывает Бог за конкретные грехи конкретных людей и целых народов.И даже указывается — за какие именно прегрешения Бог утопил (облучил, сжег, погубил в разрушенном доме и т.д.) нераскаявшихся грешников. Одни соглашаются с подобной точкой зрения:«Открой Библию, и ты увидишь много примеров Божьего гнева и казней!».Другие ее отвергают — как несоответствующую современным представлениям о гуманизме. Так наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями? Давайте же, основываясь на тексте Писания и его объяснениях у святых отцов, посмотрим — насколько такая логика соответствует православному пониманию Божьего наказания за грех. В разговорах о происхождении зла, о его причинах и смысле, часто сквозит что-то неприятное, режущее нравственный слух.Наверное, потому, что с одной стороны здесь стоит реальная человеческая боль и горе, а с другой — холодное рассудочное построение, непричастное к этой боли и лишь спокойно раскладывающее ее на составляющие компоненты, как бы говоря:«Вот видишь — все сходится.По-другому и быть не могло».Но вряд ли страдающему от зла человеку станет легче от подобных объяснений. В Библии есть эпизод, когда к многострадальному Иову, в одночасье потерявшему все, что у него было — детей, имение, здоровье — пришли друзья.Потрясенные трагизмом открывшейся им картины, они ужаснулись …и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей;и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:13).Они ничем не могли помочь своему другу и просто оставались рядом, разделяя с ним его горе в той мере, которая была им доступна.Но потом, по прошествии семи дней, друзья попытались объяснить причины происшедшей беды грехами Иова.И оказались в этом настолько неправы, что Сам Бог обличил это их рассуждение. Известный русский философ и психолог Семен Людвигович Франк писал:««Объяснить” зло значило бы «обосновать” и, тем самым, «оправдать” зло.Но это противоречит самому существу зла, как тому, что неправомерно, чего не должно быть.<…>Единственно правомерная установка в отношении зла есть — отвергать, устранять его, а никак не «объяснять” и тем самым узаконять и «оправдывать” его».» «Слезинку ребенка» невозможно объяснить.Ее можно только утереть, осушить своей любовью и участием.А если нет такой возможности, то хотя бы просто поплакать вместе с плачущими.Любая же попытка рационально объяснить конкретную человеческую беду сразу духовно дистанцирует нас от тех, кому и так сейчас очень плохо, будь то плачущий ребенок, или пострадавшие от землетрясения люди.И вдвойне печально выглядят подобные попытки, когда объяснения носят религиозный характер.Да, мы знаем из Священного Писания, что грех рождает страдание и смерть.Но если мы возьмем на себя смелость сделать из этого знания некую универсальную формулу, автоматически выводящую любое страдание из личных грехов пострадавшего, тогда нам неизбежно придется присоединиться к друзьям Иова, обличавшим праведника в грехах, которые тот не совершал.Или аналогичным же образом попытаться объяснить страдания Христа, душевную муку Богородицы на Голгофе, истязания апостолов и мучеников.В этом аспекте, разве можно спросить — наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями? Реальную жизнь нельзя свести к абстрактной схеме, особенно к такой примитивной, как «человек согрешил — Бог его покарал».И, когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии.Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге-мстителе за зло, о Боге — погубителе грешников.Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития.А в те времена этот уровень у народа Израиля мало чем отличался от культуры окружавших Израиль языческих племен.И образ грозного Бога, карающего людей за их грехи, был просто наиболее понятным для иудеев ветхозаветной эпохи.Святитель Иоанн Златоуст прямо об этом пишет:«Когда ты слышишь слова „ярость“ и „гнев“ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого:это слова снисхождения....

Читать далее на сайте-источнике

Читайте также в разделе "Проповедь"

Февраль 22, 2019

Смертные грехи в православии

Смертные грехи в православии Смертный грех, а точнее смертные грехи, что это такое и каково…

266 просмотров

Февраль 22, 2019

Милостыня — как правильно совершать милостыню?

Милостыня — как правильно совершать милостыню Человек на улице просит милостыню.Ты смотришь на него и…

133 просмотров

Июль 01, 2018

Почему православные не ходят по домам?

 Для многих уже стало привычным такое явление: стук в дверь, на вопрос "Кто там?" слышится…

454 просмотров